loading

Коллекционирование в эпоху модернизма

28.05.2022

Текст: Яна Сидоркина


Затяжные конфликты конца XVIII и начала XIX веков создали атмосферу неопределенности и нестабильности в большей части Европы. Элиты, у которых было достаточно предусмотрительности, чтобы убраться из зон конфликта, по понятным причинам стремились забрать с собой свое богатство; искусство было среди их наиболее портативных активов. Обстоятельства иногда требовали ликвидации всех или части этих коллекций — что стало плюсом для аукционных домов. Например, Джеймс Кристи и Джон Сотби извлекли большую выгоду из Французской революции, которая фактически разрушила положение Парижа как лидера европейского арт-рынка и наводнила рынок Лондона.

Идеалы Французской революции в сочетании с революционной эффективностью заложили основу для искусства XIX века. Рост среднего класса привел к расширению рынка изобразительного искусства с распространением и заполнением салонов по всей Европе. В Париже, мировой столице искусств, они включали официальный Салон, случайные Салоны Отверженных (1863, 1874, 1875 и 1886), Салон Независимых (с 1884) и, наконец, Осенний Салон (с 1903).

Парижский Салон

В 1874 году в городе родился импрессионизм, одно из величайших движений современного искусства тех лет, которое само породило множество других, включая постимпрессионизм и фовизм. Кроме того, картины импрессионистов появились одновременно с богатыми зарубежными покупателями. Среди последних были русские коллекционеры Сергей Щукин (1854–1936) и Иван Морозов (1871–1921), британские коллекционеры, такие как Сэмюэл Курто (1876–1947), и американские коллекционеры Изабелла Стюарт Гарднер (1840–1924), Альберт Барнс (1872–1921). 1951) и Дункан Филлипс (1886-1966). Французские художники и скульпторы также извлекли выгоду из рекламной деятельности нескольких влиятельных парижских арт-дилеров, в том числе Поля Дюран-Рюэля (1831–1922), Амбруаза Воллара (1866–1939) и Поля Гийома (1891–1934).

Коллекция Щукина во Дворце Трубецких

Одной из особенностей рынка искусства конца XIX века был его растущий интернационализм. Распространению импрессионизма в Германии в значительной степени способствовал союз, заключенный между Дюран-Рюэлем и Паулем Кассирером. Немецкий торговец из Берлина, ставшего, пожалуй, самым выдающимся центром передового искусства к 1890-м годам, Кассирер сыграл жизненно важную роль в продвижении Поля Сезанна и реабилитации Винсента Ван Гога. Самым радикальным из берлинских дельцов был Герварт Вальден, чья галерея и издательство предоставили авангардный форум для Синего Всадника, Василия Кандинского и итальянских футуристов.

Поль Сезанн. На равнинах Бельвью (Dans la plaine de Bellevue, 1885–88)

Парижский рынок современного искусства стимулировал коллекционеров русского искусства в Москве, таких как Павел Третьяков (1832–1898), и коллекционеров американского искусства в Нью-Йорке, таких как Гертруда Вандербильт Уитни (1875–1942), основательница музея Уитни в Нью-Йорке.

В XIX веке в Соединенных Штатах наблюдался расцвет частного коллекционирования и многие коллекционеры искали работы европейского происхождения. Эти работы стали доступными благодаря открытию пространств и выставок, посвященных этому виду искусства и частыми поездками коллекционеров произведений искусства в Европу. Во второй половине XIX века произошел беспрецедентный переход от титанов промышленности к накоплению внушительных состояний и, следовательно, коллекций искусства. Кроме того, и богатые частные коллекционеры, и политики часто стремились написать свои портреты. Среди этих персонажей мы можем упомянуть Дж. П. Моргана, Генри Клея Фрика, Уильяма Вандербильта, Эндрю Карнеги и Эндрю Меллона.

Освальд Бирли. Портрет Эндрю Меллона

С появлением таких движений абстрактного искусства XX века, как кубизм (1908-14), футуризм (1909-14), супрематизм (1913-1918), конструктивизм (c.1917-21), De Stijl (голландский «стиль») (1917-31) появились новые коллекционеры произведений искусства, в центре внимания которых было беспредметное искусство. Одним из первых был дилер немецкого происхождения Даниэль-Анри Канвейлер (1884-1979), первый крупный дилер Пикассо. Его сменили Леонс Розенберг (1879–1947) и его брат Пол Розенберг (1881–1959), а затем американские коллекционеры, такие как Соломон Р. Гуггенхайм (1861–1949) и его племянница Пегги Гуггенхайм (1898–1979). Абстрактное искусство оставалось популярным в Америке, где абстрактный экспрессионизм стал ведущей идиомой в 1950-х и начале 60-х годов. Такие коллекционеры, как Лео Кастелли (1907–1999), рано заработали себе репутацию благодаря абстрактным картинам, а затем поп-арту. Другим коллекционером современного американского искусства был знаменитый критик Клемент Гринберг (1909-94). Одним из самых великих и главных коллекционеров современного искусства является Чарльз Саатчи (р. 1943), основатель галереи Саатчи в Лондоне. Подробнее о коллекционерах-современниках и состоянии коллекционирования в современном искусства мы расскажем в следующем материале.

Пабло Пикассо. Портрет Даниэля Анри Канвейлера


Поделиться новостью
Узнать как считать QR-кодeye
Внимание
Видимо Ваше интернет соединение слабое, подождите еще немного пока загрузится сайт